ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ СНОВ
Одним из наиболее древних письменных свидетельств толкования снов, дошедших до нас из глубокого прошлого, является "Эпос о Гильгамеше",
который создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет.
Гильгамешу приснилось будто с неба упал боевой топор. В благоговейном восхищении отовсюду стали приходить люди,
собираясь вокруг. Подняв топор, Гильгамеш бросил его к ногам своей матери, а затем обнял его как жену.
Его мать, Нинсун, растолковала смысл сна. Скоро, - сказала она, - должен появиться некто могущественный. Гильгамеш вступит с ним
в борьбу, но не в силах будет его одолеть. В итоге они станут близкими друзьями и станут вершить великие дела.
"То, что ты обнял его как жену", - Сказала мать Гильгамешу, - "означает, что он никогда тебя не предаст. Таким образом,
сон разгадан". В этом примере видно, что тысячи лет назад, сны воспринимались людьми как предвестники будущих, порою великих,
событий. Удивительно, что интерпретация сна, данная Нинсун, соответсвует современным взглядам на символику сна. Так, топор,
фаллический и агрессивный, символизирует мужское начало, носитель которого начинает с агрессивных действий, которые в последствии
трансформируются в дружеские. Подобную расшифровку сна мог бы дать и нынешний психоаналитик, обратись Гильгамеш к нему на
консультацию
Египетские иероглифы также сохранили свидетельства толкования снов. Сновидения играли важную роль в большинстве
культур на протяжении всей истории человечества.
Древние греки строили храмы, называемые Асклепионами, куда помещали больных людей для исцеления. Считалось, что лечение будет
осуществляться через божественную благодать путем инкубации снов в пределах храма. Снам приписывались пророчества или знамения
особой значимости. Артемидор Далдианский, живший во втором веке нашей эры, написал исчерпывающий труд под названием Онейрокритика,
что в переводе с греческого означает "толкование снов". Артемидор не просто верил в то, что сны предсказывают будущее, но еще и
предвосхитил современные подходы к интерпретации снов. Так он считал, что образы сновидений представляют собою некое
подобие ребусов, в которых зашифрованы отдельные слова, раскрывающие смысл сна. В качестве примера такого ребуса Артемидор приводит
сон, будто бы приснившийся Александру Македонскому, решившему воевать с Тиром. Молодому царю приснился сатир (древнегреческий божок,
прислуживавший Дионису - богу виноделия и празднеств), танцующий на царском щите. Слово сатир было расшифоровано как "Са" + "Тир",
что с греческого переводится как "твой Тир" и по мнению толкователей означало, что Тир будет покорен. Так оно и случилось.
Этот пример из сонника Артемидора Далдианского приводит Зигмунд Фрейд, описывая сны-ребусы.
Древние арабы тоже уделяли значению снов большое внимание. Мусульманские ученые разделяли сны на ложные, патогенные (болезнетворные)
и правдивые. Позже мусульманские толкователи стали считать, что в снах зашифрованы тексты сур и корана, поэтому для правильного
понимания сновидения предписывалось обращаться к алиму (ученому, мудрецу). При этом попытки понять значение сновидений предпринимались
не только с мистических или религиозных, но и естественнонаучных позиций. До нашего времени сохранились труды, в которых мусульманские
ученые пытаются дать объяснение природе и причинам снов (Аль-Фараби, 872-951 гг н.э.). В своем Каноне Медицины знаменитый
арабский врач Авиценна (Ибн-Синна), описывая темпераменты человека, одной из психических функций называет сновидение.
Особое внимание значению снов уделялось и в китайской культуре. Широкую известность получил сон китайского философа Чжуан-Цзы.
Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он маленькая бабочка, весело порхающая среди цветов. Проснувшись, философ не мог решить, Чжуан-цзы ли он,
видевший во сне, что он бабочка, или же бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы? Вопросы отношения сна к реальности и в наши дни
являются волнуют умы ученых и философов.
<<< Вернуться на начальную страницу